Педагогу на заметку

Модельный кодекс профессиональной этики педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность

I. Общие положения

  • Кодекс профессиональной этики педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность (далее — Кодекс), разработан на основании положений Конституции Российской Федерации, Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273 — ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
  • Кодекс представляет собой свод общих принципов профессиональной этики и основных правил поведения, которым рекомендуется руководствоваться педагогическим работникам организаций, осуществляющих образовательную деятельность (далее — педагогические работники), независимо от занимаемой ими должности.
  • Педагогическому работнику, который состоит в трудовых отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности, рекомендуется соблюдать положения Кодекса в своей деятельности.
  • Целями Кодекса являются:> установление этических норм и правил поведения педагогических работников для выполнения ими своей профессиональной деятельности;> содействие укреплению авторитета педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность;> обеспечение единых норм поведения педагогических работников.
  • Кодекс призван повысить эффективность выполнения педагогическими работниками своих трудовых обязанностей.
  • Кодекс служит основой для формирования взаимоотношений в системе образования, основанных на нормах морали, уважительном отношении к педагогической деятельности в общественном сознании, самоконтроле педагогических работников.

II. Этические правила поведения педагогических работников при выполнении имитрудовых обязанностей.

  • При выполнении трудовых обязанностей педагогическим работникам следует исходить из конституционного положения о том, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, и каждый гражданин имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту чести, достоинства, своего доброго имени.
  • Педагогические работники, сознавая ответственность перед государством, обществом и гражданами, призваны:

а) осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне;

б) соблюдать правовые, нравственные и этические нормы;

в) уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений;

г) развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности, формировать гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современного мира, формировать у обучающихся культуру здорового и безопасного образа жизни;

д) применять педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество образования формы, методы обучения и воспитания;

е) учитывать особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, взаимодействовать при необходимости с медицинскими организациями;

ж) исключать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению трудовых обязанностей;

з) проявлять корректность и внимательность к обучающимся, их родителям (законным представителям) и коллегам;

и) проявлять терпимость и уважение к обычаям и традициям народов России и других государств, учитывать культурные и иные особенности различных этнических, социальных групп и конфессий, способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию обучающихся;

к) воздерживаться от поведения, которое могло бы вызвать сомнение в добросовестном исполнении педагогическим работником трудовых обязанностей, а также избегать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб его репутации или авторитету организации, осуществляющей образовательную деятельность.

  • Педагогическим работникам следует быть образцом профессионализма, безупречной репутации, способствовать формированию благоприятного морально- психологического климата для эффективной работы.
  • Педагогическим работникам надлежит принимать меры по недопущению коррупционно опасного поведения педагогических работников, своим личным поведением подавать пример честности, беспристрастности и справедливости.
  • При выполнении трудовых обязанностей педагогический работник не допускает:

а) любого вида высказываний и действий дискриминационного характера по признакам пола, возраста, расы, национальности, языка, гражданства, социального, имущественного или семейного положения, политических или религиозных предпочтений;

б) грубости, проявлений пренебрежительного тона, заносчивости, предвзятых замечаний, предъявления неправомерных, незаслуженных обвинений;

в) угроз, оскорбительных выражений или реплик, действий, препятствующих нормальному общению или провоцирующих противоправное поведение.

  • Педагогическим работникам следует проявлять корректность, выдержку, такт и внимательность в обращении с участниками образовательных отношений, уважать их честь и достоинство, быть доступным для общения, открытым и доброжелательным.
  • Педагогическим работникам рекомендуется соблюдать культуру речи, не допускать использования в присутствии всех участников образовательных отношений грубости, оскорбительных выражений или реплик.
  • Внешний вид педагогического работника при выполнении им трудовых обязанностей должен способствовать уважительному отношению к педагогическим работникам и организациям, осуществляющим образовательную деятельность, соответствовать общепринятому деловому стилю, который отличают официальность, сдержанность, аккуратность.

III. Ответственность за нарушение положений Кодекса.

  • Нарушение педагогическим работником положений настоящего Кодекса рассматривается на заседаниях коллегиальных органов управления, предусмотренных уставом образовательной организации и (или) комиссиях по урегулированию споров, между участниками образовательных отношений.
  • Соблюдение педагогическим работником положений Кодекса может учитываться при проведении аттестации педагогических работников на соответствие занимаемой должности, при применении дисциплинарных взысканий в случае совершения работником, выполняющим воспитательные функции, аморального проступка, несовместимого с продолжением данной работы, а также при поощрении работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности.

«Современные педагогические технологии в ДОО».

«Педагогическая технология» — это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть организационно — методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т.Лихачёв). В дошкольном образовании приемлем принцип вариативности, который помогает педагогам выбирать и строить педагогический процесс, для повышения эффективности образовательного процесса. Что бы быть педагогическим грамотным специалистом, необходимо изучение педагогических технологий.

Вашему вниманию некоторые педагогические технологии, используемые в работе с детьми.

Технология саморазвития М.Монтессори (итальянский педагог). Она реализовывала идеи свободного воспитания и развития в детском саду. Это технология саморазвития. Ее цель — всестороннее развитие; воспитание самостоятельности; соединение в сознании ребёнка предметного мира и мыслительной деятельности. «Помоги мне это сделать самому» — девиз педагогики Монтессори. Приоритет дидактики — организовать окружающую среду. Например: Игра «Лоскутки». Для игры используются кусочки ткани разной текстуры. Например, мех, хлопок, кожа, мохер, шерсть. Важно, чтобы они отличались друг от друга по текстуре. Посоветуйте ребенку внимательно посмотреть, подержать, потрогать или даже понюхать кусочки ткани. Затем одну пару лоскутков положите в пакет, а вторую на стол. Предложите малышу найти в мешочке пару для кусочка ткани, который Вы оставили на столе (ребенок должен на ощупь найти нужный кусочек и собрать все пары лоскутков).

Технологии развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности. К этой технологии относится теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) Г.С.Альтшуллера (изобретатель, писатель – фантаст). Цель ТРИЗ — обучить детей творческой деятельности; познакомить с приёмами творческого воображения; научить решать изобретательские задачи. Например: Метод “Хорошо — плохо”. Этот метод развивает умение видеть во всем хорошие и плохие (полезные и вредные) стороны. Рассмотрим какой-нибудь предмет или явление и постараемся дать как можно больше ответов на вопрос, чем это хорошо и чем плохо. Например: рассмотрим такое явление природы, как дождь: идет дождь. Дождь это хорошо, так как после дождя растения будут лучше расти, по лужам можно пускать кораблики, всю пыль прибьет к земле, домаи улицы будут чистые и т.п. Дождь это плохо, так как нельзя гулять по улице, можно промокнуть и заболеть, вода в реке может выйти из берегов и др. Найдите хорошие и плохие стороны можно в любых предметах и явлениях, таких как — выпал снег, велосипед, собака в доме, драка, музыка, жаркое лето и др. Метод можно использовать для соревнования двух детских команд. Одна команда говорит о хорошем, другая — о плохом. Та из команд, которая больше не может ничего сказать — проиграла.

Технология раннего и интенсивного обучения грамоте Н.А.Зайцева (педагог — новатор, академик Академии творческой педагогики, автор образовательных технологий). Цель данной технологии — научить ребёнка читать и считать в пределах ста к пяти годам. Обучение чтению проводится в игровой форме, что дает ребенку радость и удовлетворение, тем самым ускоряя процесс усвоения мате­риала и формирования желания снова повторить пройденное. В игре дети чувствуют и ведут себя раскованно: могут сидеть как на полу, так и за столом, бегать, шуметь. Подобная обстановка всегда царит на занятиях по методике Николая Зайцева: дети много двигаются, переходят от таблиц к кубикам, от кубиков к доске, топают ногами, прыгают, хлопают в ладоши, поют склады и народные песни, переведенные на таблицы, а это еще больше увлекает их. Дети могут ходить, стоять, лежать на ковре, они не портят осанку и зрение, потому что смотрят на большие таблицы. При этом игра не является физминуткой или простым развлечением. Основу каждой игры Зайцева составляют поиск и выбор. То есть дети могу искать то, что им наиболее интересно в данную минуту, что они готовы воспринимать именно сейчас. «Играя», дети учатся читать, разбивать слова на слоги, ставить ударение, делать звукобуквенный анализ слов, составлять предложения, считать, писать. В игре стандартный урок по методике Зайцева продолжается не более 25 минут. Самое главное, что методика обучения Зайцева подходит как спокойным, так и активным детям, способствует развитию детей разного уровня подготовки или возраста.

Технология Дж. Родари. Итальянский сказочник учит детей фантазировать, сочинять сказки, стихи, загадки, придумывать истории. В его игры можно играть в повседневной жизни. Примеры Игры от Дж. Родари: Напишите любое слово и придумайте слова, которые начинаются на его первые буквы. А теперь попробуйте придумать стихотворение, в котором будут использованы эти слова. Возьмите любое слово и попробуйте вместе с ребенком придумать рассказ используя это придуманное слово. Попробуйте вместе придумать фантастический вопрос. Например: «Что было бы, если бы к вам постучался крокодил?» Придумайте вместе рассказ на эту тему. Можно взять любое существительное и облечь его в форму загадки. Придумайте загадку. Оптимально, если у вас получится в стихотворной форме. Методы сочинения сказок. Перевирайте сказки! «Жила была девочка, которую звали Желтая шапочка»… Переставленная на другие рельсы, знакомая сказка заставляет ребенка переживать ее заново. Возять пять слов из знакомой сказки. Например: «девочка», «волк», «цветы», «лес», «бабушка» и шестое слово, постороннее. Скажем, «вертолет». Придумайте историю с этими шестью словами. Выворачивайте сказки наизнанку: «Красная шапочка злая, а волк добрый». А как дальше разворачивались события? Придумывайте продолжения сказок. Салат из сказок. «Красная шапочка повстречала в лесу Мальчика-с-Пальчика». И что же было дальше? Поменять персонажей в сказке, что бы получится свой, неповторимый сюжет. "Фантастические гипотезы"- способ для тренировки воображения. Техника "фантастических гипотез" выражена в форме вопроса: что было бы, если? Предлагаем детям поразмышлять, что было бы, если бы… дальше называем любой предмет и действие. Например: Что было бы, если внезапно исчезнет солнце?,.. и т.д. Важно предложить детям самим придумать нелепые вопросы, а когда другие на них ответят, придумать свою историю. При этом, чем сложнее задача, тем интереснее ребенку будет её решать. Дети любят решать «взрослые» задачи.

Дивергентные задачи. Специфика дивергентных задач в том, что на один поставленный вопрос может быть не один, а несколько или даже множество верных ответов. Дивергентные задачи – это творческий вид мышления, и тесно связан с воображением. Игры с дивергентными задачами:

  • Вырежьте из старых иллюстрированных журналов или ярких кусочков ткани вместе с ребенком фигуры разных форм. Наклейте полученные фигуры на лист картона, чтобы получился коллаж.
  • Найдите как можно больше самых разных, оригинальных применений хорошо знакомому предмету. В качестве такого предмета можно использовать кирпич, мел, газету и многое другое (1 команда-кирпич, вторая команда-газета).
  • Подберите прилагательные и существительные, заключающие в себе понятия света и темноты, тепла и холода, весны и зимы, утра и вечера и др. (например: свет — яркий, ласковый, живой).
  • Найдите как можно больше общих признаков для непохожих предметов (например: колодец — паркет;бревно – коробка).
  • Подумайте, что может произойти, если «дождь будет идти, не переставая»; «люди научатся летать, как птицы».

Технология "Дары Фребеля". Это дидактический материал для детей дошкольного возраста, разработанный в 19 в. немецким педагогом Ф. Фребелем. Состоит из 6 "даров". Первый дар — мяч. Мячи должны быть небольшие, мягкие, связанные из шерсти, окрашенные в цвета радуги и белый. Каждый шар — мяч на ниточке. Развиваются умения различать цвета, ребенок знакомится с пространственными отношениями, утверждениями и отрицаниями, геометрическими фигурами. Фребель считал шар «единством в единстве», шар — символ движения, шар — символ бесконечности. Второй дар – деревянные — шар, кубик, цилиндр. Кубик своей формой и устойчивостью является противоположностью шара. Шар рассматривается Фребелем, как символ движения, кубик, как символ покоя, «единства в многообразии» (куб един, но вид его различен в зависимости от того, как он представлен взору: ребром, стороной или вершиной). Цилиндр совмещает и свойства шара, и свойства кубика: он устойчив, если поставлен на основание, и подвижен, если положен. Третий дар – куб, разделенный на восемь кубиков (куб разрезан пополам, каждая половина — на четыре части). Посредством этого дара, ребенок, получает представление о целом и составляющих его частях («ложное единство», «единство и многообразие»); с его помощью он имеет возможность развивать свое творчество, строить из кубиков, различно их комбинируя. Четвертый дар – куб, разделенный на восемь плиток (кубик делится пополам, а каждая половина — на четыре удлиненные плитки; длина каждой плитки равна стороне кубика, толщина равна одной четвертой этой стороны). Увеличивается возможность строительных комбинаций. Пятый дар – куб, разделенный на 27 маленьких кубиков, девять из них разделены на более мелкие части. Шестой дар — куб, разделенный на 27 маленьких кубиков, многие из которых разделены еще на две части: на плитки, по диагонали и пр. Последние два дара дают большое разнообразие самых различных геометрических форм, необходимых для строительных игр ребенка.

Мнемотехника — методика рационального запоминания.Это когда человек в своём воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединённые образы. Язык мозга — это образы. И, прежде всего, зрительные образы. Мнемотехника, состоит из нескольких мыслительных операций, благодаря которым удается «наладить контакт» с мозгом и взять под сознательный контроль некоторые его функции, в частности, функцию запоминания. Проблемы в речи детей: односложная, состоящая из простых предложений речь; бедность речи, недостаточный словарный запас; бедная диалогическая речь, неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ;отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов; отсутствие навыков культуры речи, неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д. Дети не любят учить стихи, пересказывать тексты, не владеют приёмами и методами запоминания. Важно пробудить к этому интерес и превратить в любимый вид деятельности – игру. В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит непроизвольный характер. Действие непроизвольного внимания и непроизвольной зрительной памяти (зрительный образ, прослушивание и просмотр) позволяет значительно быстрее освоить стих. Для того чтобы выработать у детей с самого раннего возраста определенные навыки и умения в обучающий процесс вводятся так называемые мнемотаблицы (схемы), в которые заложена определенная информация. Использование мнемотаблиц способствует обогащению словарного запаса, формированию умения составлять рассказы, пересказывать и заучивать стихи. Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. На каждое слово готовиться изображение, т.е. стихотворение зарисовывается схематически. Затем воспитанник, используя это изображение, рассказывает полностью стихотворение. При пересказывании с помощью мнемотаблиц, дети видят всех действующих лиц, и внимание концентрируют на правильном построении предложений. Работа на занятиях по мнемотаблицам состоит из трех этапов: рассматривание мнемотаблицы, что на ней изображено; преобразование из абстрактных символов слов в образы; Пересказ по заданной теме.

Каждая технология интересна и содержательна. Подбирайте, применяйте. Удачи!!

Используемая литература:

  • «Современные образовательные технологии» Г.К.Селевко, Москва, «Народное образование», 1998 г.
  • «Инновационная деятельность в ДОУ» К.Ю.Белая, Москва, «Сфера», 2005 г.
  • «Развивающая педагогика оздоровления» В.Т.Кудрявцев, Б.Б.Егоров, Москва, «Линка — Пресс», 2000 г.
  • «Воспитание здорового ребёнка» М.Д.Маханёва, Москва, «Аркти», 1999 г.
  • «Играйте на здоровье!» Л.Н.Волошина, Москва, «Аркти», 2004 г.
  • Педагогика Ф. Фребеля. Код доступа: http://sir35.ru/pedagogika_Frebelya

Консультация подготовила педагог-психолог С.Ю. Зюзько

Comments are closed.