Организуя питание наших воспитанников, мы основываемся на том, что правильно построенное питание формирует у детей полезные привычки, закладывает основы культуры питания. Здоровье детей невозможно обеспечить без рационального питания. Кроме того, правильно организованное питание формирует у детей культурно-гигиенические навыки, полезные привычки, так называемое рациональное пищевое поведение, закладывает основы культуры питания. Рациональное питание детей от 1,5 до 7 лет — залог крепкого здоровья, гармоничного роста и правильного нервно-психического развития, устойчивости к действию инфекций и других неблагоприятных факторов внешней среды
В нашем саду дети находятся 12 часов и получают 4-х разовое питание: завтрак, обед, полдник и ужин.
Принципы рационального питания детей
Рациональное питание является одним из основных факторов, определяющих нормальное развитие ребенка. Питание считается правильно организованным, если оно достаточно по калорийности, разнообразно по набору продуктов и технологии приготовления блюд, сбалансировано по содержанию пищевых веществ, рационально распределено в (течение дня). Непременным условием правильной организации питания является соблюдение санитарных норм и правил.
Основой организации питания детей в нашем детском саду являются нормы физиологической потребности в пищевых веществах и энергии, приведенные в Сан-ПиН 2/4/1/3049-13/
Согласно этим нормам все пищевые вещества, входящие в состав рациона, находятся в определенных соотношениях между собой и сбалансированы с потребностями детского организма.
Основным принципом питания наших воспитанников является максимальное разнообразие их пищевых рационов. Поэтому мы стараемся включать в повседневные рационы все основные группы продуктов — мясо, рыбу, молоко и молочные продукты, яйца, пищевые жиры, овощи и фрукты, сахар и кондитерские изделия, хлеб, крупы и др. Только так можно обеспечить детей всеми необходимыми им пищевыми веществами.
Правильный подбор продуктов — условие необходимое, но еще недостаточное для рационального питания дошкольников. Необходимо стремиться к тому, чтобы готовые блюда были красивыми, вкусными, ароматными.
Другим условием является строгое соблюдение режима питания, который включает:
- количество приемов пищи в течение дня (кратность питания). Количество приемов пищи в детских дошкольных учреждениях должно быть не менее 4-х раз в день при 12-ти часовом пребывании детей: завтрак, обед, полдник, ужин, причем три из них обязательно должны включать горячее блюдо;
- распределение пищи в течение дня по приемам;
- время приема пищи в течение суток;
- интервалы между приемами пищи 3-4 часа. Если интервал между приемами пищи слишком велик (больше 4 часов), у ребенка снижаются работоспособность, память. Чрезмерно же частый прием пищи снижает аппетит и тем самым ухудшает усвояемость пищевых веществ;
- время, затрачиваемое на приемы пищи.
Если соблюдаются режимные моменты, то у детей обычно нормально функционирует пищеварительная система, усваивается пища, что обеспечивает правильный обмен веществ и хорошее самочувствие.
При формировании рациона питания детей мы используем ассортимент основных продуктов питания, рекомендуемых для использования в питании детей организованных коллективов. Мясо и мясопродукты: говядина 1 категории, мясо птицы (курица); сосиски; печень говяжья; тушенка говяжья. Рыба и рыбопродукты – треска, минтай, сельдь (соленая). Яйца куриные — в виде омлетов или вареные. Молоко и молочные продукты: молоко (2,5% жирности), пастеризованное; сгущенное молоко (цельное и с сахаром); творог (9% жирности) — после термической обработки; сыр; сметана (20% жирности) — после термической обработки; снежок и др. кисломолочные продукты промышленного выпуска. Пищевые жиры: сливочное масло; растительное масло (подсолнечное). Кондитерские изделия: конфеты; печенье, вафли; джемы, повидло. Овощи: картофель, капуста белокочанная, морковь, свекла, огурцы, томаты, кабачки, лук, чеснок (для детей дошкольного возраста с учетом индивидуальной переносимости), петрушка, укроп, томатная паста, томат-пюре. Фрукты: яблоки, груши; цитрусовые (апельсины, лимоны) с учетом индивидуальной переносимости; сухофрукты. Бобовые: горох, фасоль. Соки и напитки: натуральные отечественные соки и нектары промышленного выпуска в мелкоштучной упаковке; витаминизированные напитки (шиповник, лимон, апельсин, яблоко, груша); кофе (суррогатный), какао, чай, кисель. Консервы: сайра, горбуша; кабачковая икра; зеленый горошек; томаты и огурцы. Хлеб, крупы, макаронные изделия — все виды без ограничения.
Одним из важных условий рационального питания является разнообразие пищи, под которым понимается не только использование различных продуктов, но и применение разных способов их кулинарной обработки.
Для детей раннего и дошкольного возрастов составлены отдельные перспективные меню с учетом сезона. Разница в организации питания детей раннего и дошкольного возраста заключается в величинах потребности детей в основных пищевых веществах и энергии, суточных продуктовых наборах по количеству и ассортименту продуктов питания, режимах питания, распределении продуктов в течение суток, качестве кулинарной обработки продуктов.
При составлении рациона питания детей предусматривается правильное распределение продуктов в течение суток. Учитывая, что продукты, богатые белком, особенно в сочетании с жиром, дольше задерживаются в желудке ребенка и требуют большого количества пищеварительных соков, рекомендуются блюда, содержащие мясо, рыбу, яйца, давать в первую половину дня — на завтрак и обед. На ужин детям даётся молочно-растительная, легко усваиваемая пища.
В меню детей широко используются салаты из сырых овощей, свежие фрукты.
В различных приемах пищи в один день не допускается повторение одних и тех же блюд. При наличии первых блюд, содержащих крупу и картофель, гарнир ко второму блюду не приготавливается из этих продуктов.
Составление меню
Меню в нашем детском саду составляется на 10 дней. Это дает возможность правильно распределить продукты в течение недели, обеспечивать разнообразие блюд.
Обязательным условием рационального питания является правильно составленное меню, при разработке которого учитывается ряд факторов:
- Основу меню составляет утвержденный среднесуточный набор продуктов питания, обеспечивающий физиологическую потребность детей в основных пищевых веществах и энергии.
- Учитывается длительность работы учреждения (12-часовая), которая определяет количество приемов пищи.
- Одним из важных условий правильно составленного меню является максимальное разнообразие блюд, с обязательным включением в него всех групп продуктов, включая мясные, рыбные, молочные, фрукты и овощи в натуральном виде и в виде салатов.
- При составлении рациона питания детей предусматривается правильное распределение продуктов в течение суток. Учитывая, что продукты, богатые белком, особенно в сочетании с жиром, дольше задерживаются в желудке ребенка и требуют большего количества пищеварительных соков, блюда, содержащие мясо, рыбу, яйца, даются в первую половину дня — на завтрак и обед. На ужин детям подают молочно-растительную, легко усваиваемую пищу, так как ночью во время глубокого сна процессы пищеварения замедляются.
При составлении меню мы учитываем, что некоторые продукты должны входить в рацион ребенка ежедневно, а некоторые он может получать через день или 2-3 раза в неделю. В течение декады (10 дней) ребенок должен получить количество продуктов в полном объеме из расчета установленных норм.
В меню включаются салаты из сырых овощей, свежие фрукты. Ассортимент первых блюд широк и включает борщи, щи, рассольники и различные виды супов. Вторые блюда готовятся из мяса, рыбы в виде котлет, биточков, гуляша, в отварном, тушеном виде и др. Гарнир готовится из картофеля, овощей, а также из круп и макаронных изделий. В качестве третьего блюда подаётся компот или кисель из свежих пли сухих фруктов, отвар шиповника.
На завтрак, как и на ужин, дают детям различные молочные каши, овощные блюда, запеканки из круп и овощей, блюда из творога, яичные блюда. Из напитков на завтрак обычно дают какао, злаковый кофе на цельном молоке, чай с молоком; на ужин — чай, чай с молоком, чай с лимоном.
Полдник обычно состоит из двух блюд — молочного продукта и выпечки (булочки) или кондитерских изделий (печенье, сухари, вафли). В состав полдника включаются различные свежие фрукты.
На основании перспективного меню ежедневно медицинская сестра составляет меню-требование, являющееся документом для получения продуктов из кладовой и рабочей ведомостью для повара по расходу продуктов на блюда в отдельные приемы пищи. Составленное меню фиксируется на специальном бланке меню-требования, где перечисляются все блюда, входящие в рацион, их выход (масса каждой порции) и расход продуктов для приготовления каждого блюда, обозначаемых дробью: в числителе — количество продуктов на одного ребенка; в знаменателе — на всех детей.
В меню-требовании проставляется дата, общее количество питающихся детей. В специальной графе перечисляются блюда на каждый прием пищи и указывается расход продуктов для их приготовления. По каждому блюду указывается выход (масса порции готового блюда) в граммах на одного ребенка.
Меню-требование с подробным указанием выхода блюд подписывает медицинский работник, повар, кладовщик и утверждает руководитель дошкольного учреждения.
Меню-требование с расписками лиц о выдаче и получении продуктов питания передается в бухгалтерию в сроки, установленные графиком.
Осуществляется контроль выполнения натуральных норм продуктов питания. Для анализа выполнения натуральных норм составляется таблица «Ведомость анализа натуральных норм».
При анализе выполнения натуральных норм выясняются, какие нормы не выполняются и выясняются причины их невыполнения.