Права и обязанности

Личные права и обязанности родителей и детей.

Права и обязанности родителей и детей можно аналогично правам и обязанностям супругов разделить на две группы: личные и имущественные, а в составе последних их подразделяют на: а) права и обязанности по поводу имущества и б) алиментные права и обязанности.

Новый СК РФ кардинальным образом улучшает правовое регулирование личных отношений между родителями и детьми, усиливает гарантии правильного и человечного воспитания ребенка, закрепляя его право на защиту и на выражение своего мнения. Права родителей по отношению к ребенку (которым считается лицо, не достигшее 18 лет) обладают рядом особенностей:

  • они имеют срочный характер, существуют только в отношении несовершеннолетних детей. Кроме того, права родителей прекращаются при вступлении несовершеннолетних детей в брак и в других установленных законом случаях приобретения детьми полной дееспособности до достижения ими совершеннолетия (на сегодняшний день это эмансипация);
  • в правах родителей гармонично сочетаются интересы родителей и детей. Родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей. Обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей. Родители, осуществляющие родительские права в ущерб правам и интересам детей, несут ответственность в установленном законом порядке. Действующее законодательство напрямую запрещает пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей;
  • родительские права предоставляются родителям на равных началах. Все вопросы, касающиеся воспитания и образования детей, решаются родителями по их взаимному согласию. Родители (один из них) при наличии разногласий между ними вправе обратиться за разрешением этих разногласий в орган опеки и попечительства или в суд. Законодательство предоставляет гарантии участия в воспитании ребенка и отдельно проживающему родителю;
  • в родительских правах сочетаются личные и общественные интересы, поэтому родительские права в основном являются их обязанностями, исполнение которых гарантируется санкциями, предусмотренными законодательством. Обязанностям родителей корреспондируют права детей. Впервые в отечественном законодательстве выделена отдельная глава «Права несовершеннолетних детей», где предусмотрен достаточно широкий круг гарантий правильности воспитания детей.

Какими же правами личного характера обладают несовершеннолетние дети?

  • Ребенок имеет право жить и воспитываться в семье, насколько это возможно, право знать своих родителей, право на их заботу, право на совместное с ними проживание, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам. Ребенок имеет право на воспитание своими родителями, обеспечение его интересов, всестороннее развитие, уважение его человеческого достоинства. Надо сказать, что перечисленные права не относятся к категории так называемых мнимых, голых прав, не имеющих правовой защиты, прав-деклараций. Законодательство гарантирует осуществление этих прав институтом истребования ребенка от лиц, незаконно его удерживающих, институтами лишения и ограничения родительских прав и др.
  • Ребенок имеет право на общение с обоими родителями, дедушкой, бабушкой, братьями и сестрами, другими родственниками. Расторжение брака родителей, признание его недействительным или раздельное проживание родителей не влияют на права ребенка. Ребенок, находящийся в экстремальной ситуации (задержание, арест, заключение под стражу, нахождение в лечебном учреждении и др.), имеет право на общение со своими родителями и другими родственниками в порядке, установленном законом.
  • Ребенок имеет право на защиту своих прав и законных интересов. Кроме уже известных (предусмотренных КоБС 1969 г.) институтов защиты прав ребенка родителями, органом опеки и попечительства, прокурором, судом, новый СК РФ предусмотрел право ребенка независимо от возраста самостоятельно обращаться за защитой своих прав в орган опеки и попечительства, а по достижении 14 лет — в суд.
  • Ребенок имеет право выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы, а также быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства. Учет мнения ребенка, достигшего возраста 10 лет, обязателен, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам. В некоторых случаях (например, при изменении фамилии, имени ребенка, достигшего 10 лет, при восстановлении в родительских правах родителя такого ребенка, при усыновлении такого ребенка и др.) органы опеки и попечительства или суд могут принять решение только с согласия ребенка.

Какими же правами и обязанностями личного характера обладают родители по отношению к детям?

1. Родители имеют право дать ребенку имя, отчество и фамилию. Имя ребенку дается по соглашению родителей, причем они могут выбрать абсолютно любое имя и орган загса будет обязан его зарегистрировать. Если родители не могут достичь согласия в этом вопросе, спор разрешается органом опеки и попечительства, который обязан учитывать мнение родителей. В противном случае это будет основанием для изменения в последующем имени ребенка. Отчество ребенку дается по имени отца.

В отдельных субъектах Федерации может быть предусмотрено иное. Фамилия ребенку дается по фамилии родителей. При разных фамилиях родителей ребенку присваивается фамилия отца или матери по соглашению родителей. Возникшие разногласия разрешаются органом опеки и попечительства с учетом мнения родителей.

По совместной просьбе родителей до достижения ребенком 16 лет орган опеки и попечительства может разрешить изменить имя ребенку, а также изменить присвоенную ему фамилию на фамилию другого родителя. В любом случае изменение фамилии, имени ребенка производится исходя из интересов ребенка с учетом мнения родителей. Кроме того, если ребенок достиг 10 лет, необходимо получить его согласие.

Орган опеки и попечительства разрешает изменить фамилию, имя ребенка, например, в следующих ситуациях:

  • при изменении фамилии родителями ребенка;
  • при усыновлении, отмене усыновления;
  • при прекращении брака или признании брака недействительным (фамилия ребенку присваивается по фамилии родителя, с кем он фактически проживает);
  • в случае установления отцовства или отмены этого решения;
  • в случае если ребенок фактически носит другое имя;
  • если орган опеки и попечительства дал ребенку имя без учета мнения родителей и др.

2. Родители имеют право на защиту интересов детей. Родители являются законными представителями своих детей и выступают в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе в судах, без специальных полномочий. Однако родители не вправе представлять интересы своих детей, если органом опеки и попечительства установлено, что между интересами родителей и детей имеются противоречия. Так бывает, например, в судебном процессе о лишении родительских прав. Не может же, в самом деле, родитель, лишаемый прав, одновременно представлять интересы своего ребенка. В этом случае, а также в случае разногласий между родителями и детьми орган опеки и попечительства обязан назначить представителя для защиты прав и интересов детей.

3. Родители имеют право на определение места жительства ребенка. Оно выражается в том, что родители могут требовать возврата ребенка от любого лица, удерживающего его у себя не на основании закона или судебного решения. Однако суд вправе с учетом мнения ребенка отказать в удовлетворении иска родителей, если придет к выводу, что передача ребенка родителям не отвечает интересам ребенка.

4. Главным родительским правом, однако, является право воспитывать своих детей, которому в большей степени, чем другим правам, свойствен характер обязательности. Родители обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей, обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования. При этом они с учетом мнения детей имеют право выбора образовательного учреждения и формы обучения детей. Как видно, законодатель не рискует детально регулировать вопросы воспитания детей, и правильно делает. Роль права сводится к защите родителей и детей от возможных злоупотреблений и нарушении в этой области.

Поэтому в правовом преломлении воспитание детей выражается в урегулировании споров о детях, а также в институте лишения и ограничения родительских прав.

  • Гражданское право
  • Жилищное право
  • Наследственное право
  • Авторское право
  • Изобретательское право
  • Семейное право
  • Уголовное право

Основные международные документы, касающиеся прав детей.

  • Декларация прав ребенка (1959).
  • Конвенция ООН о правах ребенка (1989).
  • Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990).
  • В нашей стране, кроме этих документов, принят ряд законода­тельных актов.
  • Семейный кодекс РФ (1996).
  • Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ».
  • Закон «Об образовании».

В перечисленных документах провозглашаются основные права детей: на имя, гражданство, любовь, понимание, материальное обеспечение, социальную защиту и возможность получать обра­зование, развиваться физически, умственно, нравственно и ду­ховно в условиях свободы. Особое место уделяется защите прав ребенка. Указывается, что ребенок должен своевременно полу­чать помощь и быть защищен от всех форм небрежного отноше­ния, жестокости и эксплуатации.

Законодательные акты признают за каждым ребенком — неза­висимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального, этнического и социального происхождения — юридическое право: на воспитание, развитие, защиту, активное участие в жизни общества. Права ребенка увязы­ваются с правами и обязанностями родителей и других лиц, несу­щих ответственность за жизнь детей, их развитие и защиту.

Ст. 65 п. 1 Семейного кодекса гласит, что «родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей. Обеспече­ние интересов детей должно быть предметом основной заботы их ро­дителей. При осуществлении родительских прав взрослые не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию. Способы воспитания детей должны исклю­чать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человечес­кое достоинство, обращение, оскорбление или эксплуатацию детей.

Обязанности ребенка в семье.

Из статьи «Какие обязанности могут быть у детей в семье». Авторы статьи приводят перечень домашних обязанностей  ребенка начиная с трехлетнего возраста.

А вот и совет от авторов: Никогда, за исключением крайних случаев, не делайте за ребенка то, что он может сделать сам.

А выполнять он должен следующее:

Домашние обязанности трехлетнего ребенка.

  • Собрать и положить игрушки в соответствующее место.
  • Положить книги и журналы на полку.
  • Отнести салфетки, тарелки и столовые приборы на стол.
  • Убрать за собой оставшиеся после еды крошки. Очистить свое место за столом.
  • Простые гигиенические процедуры: почистить зубы, помыть и вытереть руки и лицо, причесаться.
  • Самому раздеться, с некоторой помощью одеться.
  • Вытереть за собой следы «детской неожиданности».
  • Перенести упаковку с продуктами или баночку с консервами из пакета до нужной полочки. Убрать вещи на нижнюю полку.

Домашние обязанности четырехлетнего ребенка.

  • Сервировать стол, в том числе хорошими тарелками (с некоторой помощью).
  • Помочь убрать бакалейные товары.
  • Под тщательным наблюдением помогать с покупками бакалейных товаров.
  • По расписанию кормить домашних животных. Помогать прибирать в саду и во дворе.
  • Помогать расстилать и убирать постель.
  • Помогать мыть посуду или загружать посудомоечную машину (с некоторой помощью). Протирать пыль с мебели. Намазывать масло на хлеб. Готовить холодные завтраки (хлопья и т.п.)
  • Помогать накладывать еду в тарелки на семейных обедах.
  • Помогать приготовить простой десерт (положить украшение на кекс, залить сверху мороженое джемом и т.п.)
  • Делиться с друзьями игрушками (практика вежливости).
  • Доставать из почтового ящика почту.
  • Сообщать родителям, когда выходит из дома поиграть, где будет находиться.
  • Играть в доме без постоянного наблюдения взрослых и без постоянного с их стороны внимания.
  • Развешивать носки, носовые платки на невысоко подвешенной бельевой веревке.
  • Помогать складывать полотенца.

Домашние обязанности пятилетнего ребенка.

  • Помогать планировать приготовление пищи и закупку бакалейных товаров.
  • Самому приготовить бутерброд или простой завтрак и убрать за собой.
  • Самостоятельно наливать себе питье. Сервировать обеденный стол. Нарвать салата-латука.
  • Добавлять, согласно рецепту, некоторые ингредиенты.
  • Расстилать и убирать постель и убирать комнату.
  • Самостоятельно одеваться и прибирать одежду.
  • Чистить раковину, туалет и ванную.
  • Чистить зеркала, если они низко расположены.
  • Сортировать белье для стирки. Складывать в одну кучу белое белье, в другую – цветное.
  • Складывать чистое белье и убирать его.
  • Отвечать на телефонные звонки.
  • Помогать по уходу за двором.
  • Оплачивать мелкие покупки.
  • Помогать мыть машину.
  • Помогать выносить мусор.
  • Самостоятельно решать, как потратить свою часть семейных денег, предназначенных для развлечений. Кормить своего домашнего питомца и убирать за ним.
  • Самостоятельно завязывать шнурки на своей обуви.

Домашние обязанности шестилетнего ребенка.

  • Самостоятельно подбирать себе одежду по погоде или одежду, соответствующую конкретному случаю.
  • Пылесосить коврики.
  • Поливать цветы и растения.
  • Чистить овощи.
  • Готовить простую в приготовлении пищу (хот-доги, вареные яйца, тосты).
  • Собирать свой школьный завтрак.
  • Помогать развешивать белье на бельевую веревку.
  • Вешать свою одежду в платяной шкаф.
  • Собирать дрова для камина, костра.
  • Собирать граблями листья и полоть сорняки.
  • Прогуливать домашних животных.
  • Завязывать шнурки на своей обуви.
  • Нести ответственность за свои мелкие раны.
  • Содержать в чистоте мусорный контейнер.
  • Помогать чистить салон автомобиля.
  • Приводить в порядок или чистить ящик для столовых приборов.
  • Накрывать (сервировать) стол.

Памятка для родителей по защите прав и достоинства ребенка в семье.

  • Принимать ребенка, таким как он есть и любить его.
  • Обнимать ребенка не менее четырех, а лучше по восемь раз в день.
  • Выражать недовольство отдельными действиями ребенка, но не ребенком в целом.
  • Верить в то лучшее, что есть в ребенке, и всегда поддерживать его. Чаще хвалить.
  • Родительские  требования не должны вступать в явное противоречие с важнейшими потребностями ребенка.
  • Наказание не должно вредить здоровью – ни физическому, ни психическому.
  • Наказывая ребенка, лучше лишить его хорошего, чем сделать ему плохо.
  • Если сомневаетесь, наказывать или не наказывать- не наказывайте.
  • За один раз — может быть одно наказание. Наказан- прощен.
  • Ребенок не должен бояться наказания.
  • Если ребенок своим поведением вызывает у Вас отрицательные переживания- сообщайте ему об этом.
  • Не требуйте от ребенка невозможного или трудновыполнимого.
  • Положительное отношение к себе- основа психологического выживания, и ребенок постоянно ищет и даже борется за него.
  • Если ребенку трудно и он готов принять Вашу помощь, обязательно помогите ему.

Четыре заповеди мудрого родителя.

Ребенка нужно не просто любить, этого мало. Его нужно уважать и видеть в нем личность. Не забывайте также о том, что воспита­ние — процесс «долгоиграющий», мгновенных результатов ждать не приходится. Если малыш по каким-то причинам не оправдывает ва­ших ожиданий, не кипятитесь. Спокойно подумайте, что вы можете сделать, чтобы ситуация со временем изменилась.

1. Не пытайтесь сделать из ребенка самого-самого.

Так не бывает, чтобы человек одинаково хорошо все знал и умел. Даже самые взрослые и мудрые на это неспособны. Никогда не говорите: «Вот Маша в 4 года уже читает, а ты?!» или «Я в твои годы на турнике 20 раз отжимался, а ты — тюфяк тюфяком». Зато ваш Вася клеит бумажные кораблики, «сечет» в компьютере. На­верняка найдется хоть одно дело, с которым он справляется луч­ше других. Так похвалите его за то, что он знает и умеет, и никог­да не ругайте за то, что умеют другие!

2.  Не сравнивайте вслух ребенка с другими детьми.

Воспринимайте рассказ об успехах чужих детей просто как инфор­мацию. Ведь вас самих сообщение о том, что президент Уганды (ваш ровесник, между прочим) награжден очередным орденом, не пере­полняет стыдом и обидой? Если разговор о том, что «Мишенька из второго подъезда непревзойденно играет на скрипочке», происходит в присутствии вашего ребенка, а вам в ответ похвалиться нечем — лучше все равно что-нибудь скажите. Например: «А мой Петька плеваться дальше всех умеет». И пусть все смотрят на вас круглыми глазами. Важно, чтобы Петя знал: вы его любите таким, какой он есть!

3. Перестаньте шантажировать.

Навсегда исключите из своего словаря такие фразы: «Вот, я старалась, а ты …», «Я вот лежу, болею, а ты …», «Я тебя расти­ла, а ты …». Это, граждане родители, на языке Уголовного кодек­са называется шантаж. Самая нечестная из всех попыток устыдить. И самая неэффективная. Знаете, что отвечают на подобные фра­зы 99% детей? «А я тебя рожать меня не просил!»

4. Избегайте свидетелей.

Если действительно возникает ситуация, ввергающая вас в краску (ребенок нахамил старику, устроил истерику в магазине), нужно твердо и решительно увести его с места происшествия. Чувство собственного достоинства присуще не только взрослым, поэтому очень важно, чтобы разговор состоялся без свидетелей. После этого спокойно объясните почему так делать нельзя. Вот тут призвать малыша к стыду вполне уместно. Ведь на определен­ном этапе жизни эта эмоция играет важную и полезную роль тор­моза, не позволяющего совершать неблаговидные поступки.

Главное — не забывать, что у всего должна быть мера.

Если ребенок живет в атмосфере любви и признания, он учит­ся находить любовь.

Если к ребенку относятся враждебно, он учится драться.

Если ребенка высмеивают, он учится быть застенчивым.

Если ребенка стыдят, он учится чувствовать себя виноватым.

Если ребенок вынужден проявлять терпимость, он учится тер­пению.

Если ребенка поощряют, он учится уверенности в себе.

Если ребенка хвалят, он учится благодарности.

Если к ребенку относятся честно, он учится справедливости.

Если ребенок растет в безопасности, он учится доверять.

Если к ребенку относятся с одобрением, он учится любить себя.

 

Comments are closed.