Музыкальный руководитель

Советы для родителей — Игра со звуками

   Помогите ребенку сделать первые шаги в музыке. При этом запомните: какие звуки привлекали вашего ребенка? Вам легче будет руководить музыкальным развитием малыша? Если вы будете общаться со звуками вместе с ребенком.

   Я предлагаю, для вас, родители, одно простое упражнение. Наверное, некоторые из вас обращали внимание на то, как пятилетние дети, с радостью хлопая в ладошки, подражают каплям дождя, которые стучат по крыше или падают на листья деревьев. Это занятие, доставляющее им большое удовольствие, можно усложнить.Вслушайтесь: звуки с каждым разом звучат все шире, при известном усилии воображения представляется — они даже как бы делаются глуховатыми и таинственными.Затем несколько раз хлопните ладонями- ковшиками ,а потом попробуйте хлопать выпрямленными ладонями(одноименные пальцы двух рук при ударе совпадают). Внимательно прислушайтесь, как это звучит: в первом случае звук получается глухой, как бы более низкий, во втором — более звонкий, высокий. Поиграйте вместе со своими детьми, пофантазируйте, радуясь этим нехитрым открытиям.Выходит, природный звучащий инструмент есть у каждого ребенка, пользоваться им совсем несложно. Важно, чтобы с вашей помощью дети учились не только стучать, хлопать, но и прислушиваться, искать и находить разницу в звучаниях. При этом игра со звуками будет не просто удовольствием и радостью, а хорошей предпосылкой для развития и совершенствования умения слушать и слышать.

   Очень важно для развития слуха научить ребенка слышать звуки природы. Гуляя с детьми в лесу, обращайте внимание на то, как и что ваш ребенок слушает. К сожалению, часто и родители и дети ходят по лесу, собирая ягоды, цветы, грибы, но не прислушиваются, не замечают, как где-то скрипнуло дерево, как шумит ветер, как шелестят осенью листья под ногами, как по-разному поют птицы, кукует кукушка, стучит дятел.

   Прислушайтесь вместе с малышом к звукам леса, а потом постарайтесь различить, где и что звучит. Поговорите с ребенком, попросите его рассказать о своих впечатлениях. Пусть он постучит палкой так, как стучал по стволу дерева дятел. Вероятнее всего ваш ребенок будет с удовольствием подражать кукушке. Спросите: близко или далеко была та птица, которую вы услышали? Уточните: как было слышно кукушку, хорошо или плохо? Нелишне спросить, почему птица-мама громко кричала, беспокоилась, когда вы собирали ягоды вокруг дерева, на котором было гнездо с птенцами, и голос ее звучал серьезно.

   Отнеситесь серьезно к таким разговорам с детьми. Ведь это важные шаги на путь, который ведет ребенка к открытию и пониманию явлений действительности, к открытию специфических качеств музыкальных звуков.

   Интересно продолжить разговор о звуках в лесу, прослушивая пластинки с записями голосов птиц. Чтобы дети не утомлялись, лучше слушать звуки небольшими отрывками и сначала голоса тех птиц, которые детям уже хорошо знакомы, например той же кукушки. Послушали, спросите ребенка, где и когда он слышал эту птицу. Постепенно добавляйте новые голоса таких птиц, как чибис, иволга, соловей. Особенно на детей впечатление производит пение соловья. Возможно, у вас есть с записью романса Алябьева Соловей. Часто передают этот романс по радио. Обратите внимание ребенка: как красиво и по- своему человеческий голосок предает пение птицы.

   Ваше такое постепенное, последовательное приобщение ребенка к миру звуков должно дать ему понимание того, что музыкальные звуки, музыка, с которой его будут знакомить, это нечто близкое ему, связанное с его окружением, с природой. Самым доступным средством является аудиозапись. В исполнении известных музыкантов, певцов, в оркестровом и хоровом исполнении, знакомые песни слушаются детьми с большим интересом. Слушая эти записи, дети учатся различать характер музыкальных впечатлений.

   Ребенок воспринимает глубже и осмысленнее музыкальное произведение, если взрослый познакомит его с их содержанием, используя для этого небольшой образный рассказ, стихотворение, расскажет об отдельных ярких средствах музыкальной выразительности.

   Пусть дети узнают, что музыку пишут композиторы, пусть познакомятся и запомнят имена русских и советских композиторов: М. Глинки, П. Чайковского, Н. Римского- Корсакова, Д. Кабалевского, Д. Шостаковича, С. Прокофьева и др. Пусть узнают некоторые музыкальные инструменты: фортепиано, скрипку, баян, балалайку, научить их различать по звучанию. Через аудиозапись им можно дать понятие: оркестр, хор, познакомить с их звучанием.

   Исключительные возможности в эстетическом воспитании детей, в приобщении их к музыке дают радио и телевидение.

Консультация для родителей — Учим ребенка слушать музыку

   Очень часто родители считают, что ребенка не стоит приобщать к музыке, если сам ребенок не проявляет к ней особого интереса. Это не совсем верно. Ребенку необходимо слушать музыку. Если смотреть требования ФГОС к результатам освоения дошкольной программы, то многие целевые ориентиры напрямую связаны с задачами музыкального образования: воображение, фантазия, умение контролировать свои движения, выражать эмоции и желания, творческие способности, экспериментирование со звуками. Основной подход к реализации стандартов – системно – деятельный. Должна работать система, где интеграция различных видов деятельности определяется чёткой целью и работает на одновременное выполнение нескольких педагогических задач, при этом находясь в рамках игровой деятельности.

   Музыкальное воспитание в детском саду всегда было построено на интеграции, так как музыкальное искусство – искусство универсальное, проникающее во многие области человеческого бытия. Первый опыт такой деятельности малыш получает в семье, слушая музыкальные записи, пение взрослых. Нельзя отрицать положительного влияния самостоятельной деятельности ребенка на развитие его музыкальности, вместе с тем продолжительные наблюдения за музыкальным развитием детей убеждают в том, что необходимым условием такого развития на раннем возрастном этапе является совместное восприятие музыки. К сожалению, родители редко слушают музыку вместе с детьми. В большинстве случаев они ссылаются на свою занятость или на активность самого ребенка. А между тем давно замечено, что музыка – самый благоприятный фон, на котором возникает духовная общность между людьми. Она помогает установить контакт между взрослым и ребенком.

   В какой форме может быть выражено совместное восприятие музыки? Оно и в пении ребенка для своих родителей, и в совместном исполнении танцев, и разумеется в слушании музыки. В процессе совместного восприятия у ребенка возникает желание поделиться своими чувствами с взрослыми. А это очень важно и для установления духовного контакта между ребенком и взрослым и для начального этапа обучения слушанию музыки. Если вы хотите научить ребенка слушать музыку, постарайтесь сначала самостоятельно прочувствовать, понять то произведение, которое подобрали для малыша. Всем известно, что в отличие от такой области знаний, как литература, музыка не раскрывает, а передает настроение и мысли композитора, и влияет, прежде всего, на чувство слушателя. Поэтому для начала лучше выбрать небольшое произведение с хорошо выраженным характером, настроением и ясной мелодией. Для старших дошкольников это может быть одна из пьес, специально написанных для детей, например из

   Детского альбома Чайковского. С интересом слушают дети музыку в исполнении оркестра народных инструментов. После прослушивания заведите беседу с ребенком о прослушанной музыке. Главное, чтобы прослушанное произведение нашло эмоциональный отклик в душе ребенка. Маленькие дети охотно слушают народные мелодии, музыку плясового характера, любят колыбельные.

   Как же учить ребенка слушать музыку? Существуют самые различные приемы. Многие родители считают, что лучше обучение музыки получать в специальной школе. В какой-то мере они правы: ребенок научится играть и слышать музыку профессионально. Но это не единственный путь приобщения ребенка к музыке. Очень хорошо, когда на первых этапах восприятия музыки помощником становится близкий ему человек. Если ребенок слушает музыку в одиночестве, то он может отвлечься. Но, если же эту музыку ребенок слушает вместе с родителями, то он выражает свои эмоции, радуется. Очень полезно слушать музыку вместе со сверстниками, дети стремятся, как можно ярче передать товарищу свои впечатления от музыки, выразить их в двигательной активности. Информацию в выборе музыкальных произведений для прослушивания в соответствии с возрастом, родители могут почерпнуть в специальной литературе.

Как рассказывать детям о музыке

   Про трех китов. Не нужно стремиться заводить сразу большую фонотеку. Наблюдения показывают, что маленькие дети с удовольствием слушают много раз одни и те же полюбившиеся им произведения. Можно организовывать музыкальные вечера в интересной форме, музыкальные номера подготовленные заранее. Детям постарше доставляет удовольствие рисовать под музыку. Нужно стремиться всячески, активизировать и поощрять фантазию ребенка при восприятии музыки. Родителям можно придумать несложные игры, подобрать музыкальные отрывки, имитирующие шум моря, стук дождя и попросить ребенка узнать воспроизведенные в музыке явления.

   Если не все сразу получается, как вам хотелось, не показывайте своего огорчения, а попробуйте спокойно разобраться в том, что и почему не удалось из задуманного. Следует помнить, что жизнь ребенка не любящего музыку беднее, чем духовный мир его сверстника понимающего музыку и знающего ее.

Музыкальное развитие детей раннего возраста

Музыкальное развитие детей раннего возраста необходимо начинать с самого рождения. И было бы совсем хорошо, если бы будущая мама уже во время своей беременности слушала красивую музыку, напевала песни и даже танцевала.  Что же способствует музыкальному развитию детей раннего возраста? Мы дадим несколько самых простых и одновременно очень полезных советов:

  1. Учите  детей слушать живую музыку. Если вы или кто-то в вашей семье владеет музыкальными инструментами, обязательно играйте своему ребенку.
  2. Как можно раньше приучайте детей слушать детские песенки и другие классические произведения для детей. Купите диск или скачайте в интернете сборник, всем нам хорошо известных детских  песен.  Таких песен много, главное  найти время и сделать это, не откладывая на потом. Включайте эти мелодии несколько раз в день по несколько минут. Малышу до года желательно не оставлять включенной музыку со словами на долго. Это  может перевозбудить его нервную систему. Для таких детей лучше использовать классическую  музыку. Помните, главное, чтобы музыка была спокойной и звучала негромко, а иногда совсем тихо, чтобы не раздражать неокрепшую психику малыша. Для детей до года рекомендуются произведения Моцарта, Вивальди, Шопена  и Баха. Такие мелодии можно проигрывать даже  во время сна ребенка, Это  положительно скажется на его развитии и психическом здоровье.
  3. Как можно чаще пойте своему ребенку.  Голос мамы никогда не надоест ребенку, и уж точно не будет резать слух и раздражать его. Выучите красивые короткие песенки, потешки или стихотворения и напевайте их, не забывая про мимику своего лица. Включать музыку или петь любимые песни вы можете в любое время дня, когда кормите ребенка, купаете, переодеваете. И не забывайте про колыбельные — это один из самых нежных моментов в отношениях мамы и малыша. Ваше пение будет благоприятно воздействовать на психику ребенка, на его настроение, да и на Ваше настроение тоже.

Сейчас многие любят петь в караоке. Скачайте любимые мелодии и пойте ребенку уже под музыку. Так и вам будет удобнее и малышу намного интереснее.

  1. Слушайте  звуки природы (шум моря, пение птиц в лесу и др.). Звуки природы не только успокаивают ребенка, но и помогают познать окружающий его мир.
  2. Купите ребенку любые детские музыкальные инструменты (металлофон, ксилофон, барабан, дудочку, губную гармошку, бубен, бубенчики, детское  пианино, гитару, маракасы, колокольчики и т.д.). Дайте ему возможность самостоятельно изучать музыкальный мир. Играйте вместе с ребенком, покажите ему пример.
  3. Попробуйте поиграть с Вашими малышами в детские музыкальные игры.

Например:

 «Наши ручки отмываем».

Поем малышу песенку и управляем его ручками. Впоследствии ребенок сам должен выполнять показанные движения. Говорим: наши ручки испачкались. Поем:

Наши ручки отмываем — вот так, вот так (управляя руками ребенка, делаем соответствующие движения).

Наши ручки поднимаем — вот так, вот так (поднимаем руки вверх и делаем движение — вкручивание лампочки).

Наши ручки опускаем — вот так, вот так (опускаем ручки к коленям и переворачиваем несколько раз ладошки).

 «Села мошка на ладошку».

Водим указательным пальчиком малыша одной руки по ладошке другой руки. При этом поем вот такую песенку:

Села мошка на ладошку, посиди еще немножко, посиди не улетай. Улетела — ай!

На слове «ай» резко отрываем пальчик от ладони и поднимаем руку вверх. Затем меняем руки и повторяем еще раз. Музыкальных игр много. Выбирайте на свой вкус, играйте с детьми. Отложите свои дела. И результат обязательно будет.

Не оставайтесь в стороне от музыкального развития своего ребенка. Не ждите, когда он подрастет, чтобы отдать его в детский сад или в другое учреждение дополнительного образования. Не теряйте драгоценное время. Начните прямо сейчас.

Comments are closed.